Четверг, 02.05.2024, 23:16
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Учебно-исследовательская деятельность в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского (г. Сергиев Посад)
                                                        
Селивановский Дмитрий Александрович, методист, учитель обществознания в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в г. Сергиев Посад. 

 13 февраля 2009 в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в г. Сергиев Посад, в рамках плана работы Московского областного отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» прошла региональная конференция «Лермонтов и Православие» из цикла «Русские писатели и Православие», приуроченная к 195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

В этом знаменательном для всего Сергиево-Посадского района событии принимали участие учителя и учащиеся не только нашей гимназии, но и других школ Подмосковья. На конференцию собралось множество почетных гостей: секретарь Ученого совета Московской духовной Академии протоиерей Павел (Великанов); профессора Академии повышения квалификации Обернихина Г.А. и Крупина И.В.; доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК и ППРО Тюляева Т.И.; доктор филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН Радомская Т.И.; директор Учебно-методического центра образования г.Сергиев Посад Лейкина А.Г.; народный артист России, президент международного кинофорума «Золотой витязь» Бурляев Н.П.,  исполнивший главную роль в снятом им художественном фильме о М.Ю. Лермонтове; Абсава Г.И., автор книги «Четыре года из жизни поручика Лермонтова».

Проведение цикла конференций «Русские писатели и православие», равно как и других научно-творческих мероприятий на базе гимназии, отражает то внимание, которое мы уделяем учебно-исследовательской деятельности гимназистов. Именно на мероприятиях подобного формата гимназисты публично представляют результаты своей учебно-исследовательской деятельности.

Современный этап развития человечества многие философы, историки, социологи и представители других  наук именуют информационным обществом. И действительно, человек сегодня отдавая обработку предметов материального мира машине, освобождает свои силы на работу с информацией. В каждой области научных знаний накоплен большой объем исследуемых фактов действительности и вариантов их объяснения. К тому же, этот процесс имеет положительную динамику. Параллельно с ним, осуществляется другая тенденция развития общества – его глобализация, объединение. Два вышеуказанных процесса приводят к тому, что  каждый человек, в том числе, с помощью технических средств, имеет возможность доступа к информации, накопленной человечеством за несколько тысячелетий.   

В то же время, возможности человека весьма ограничены: в сутках 24 часа, в году 365 дней, а «дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (Пс. 89: 10).

Из всего вышесказанного об общих вопросах бытия человека, следуют вполне прагматичные выводы, отнесенные, в частности, к системе образования: сегодня ученику важно не столько усвоить как можно больше знаний, сколько научиться осваивать именно те знания, которые ему необходимы. Эта простая мысль, предполагает овладение учеником очень важными и непростыми познавательными умениями. Прежде всего, нужно уметь выделить ту область действительности,  которая тебя интересует и в этой области выделить определенную часть для дальнейшего изучения, т.е. найти объект и предмет исследования. При этом, необходимо ясно понимать «зачем?», собственно, тебе это надо, т.е. уметь ставить перед собой цель познания, или, по-другому, исследования. Определив «что?» и «зачем?» изучать нам не обойтись без понимания того каким именно путем следует исследовать ту или иную вещь. Ведь если мы приступим к измерению расстояния с помощью гирь и весов, нам удастся не больше чем тем, кто приступит к измерению массы с помощью линейки.  То есть нам не обойтись без знания пути познания или, другими словами, метода исследования. Ограничив на этом степень погружения в тот простой тезис, что сегодня, в условиях информационного общества, ученику важно научиться осваивать именно те знания, которые ему необходимы, мы показали, какими интеллектуальными умениями он должен обладать. Причем очевидно, что в любой науке давно сложилась традиция, логика познания действительности. Вышеуказанные рассуждения как раз и лежат в этой логике научного познания: определение объекта, предмета, цели, методов исследования и т.д. Итак, мы хотим сказать, что сегодня в школе важно воспитывать культуру мышления. «Какую именно?» - спросит нас читатель? Отвечаем: «культуру мышления, которая сложилась в науке». Осознание этого факта приводит к активному внедрению (возвращению) в современные школы активных методов обучения –  интерактивных технологий, проблемного и проектного обучения.

Опыт  проектной деятельности является, по мнению преподавателей Православной гимназии, одним из самых полезных и плодотворных для учащихся. Гимназистов учат работать с различными источниками информации, осваивать фонды библиотеки и медиатеки, выполняя задания исследовательского характера и др. Результаты своей работы учащиеся успешно представляют на ученических конференциях и конкурсах различного уровня, как например, на конференции «Лермонтов и Православие».

В рамках работы конференции прошла также педагогическая мастерская, где учителя района представили собственный опыт организации  изучения биографии и творчества М.Ю. Лермонтова. Представленные технологии организации учебно-исследовательских работ, согласно классификации, предложенной Селевко Г.К.[1], могут быть отнесены к одному из типов учебных проектов. Мы с удовольствием поделимся с читателями журнала «Исследователь» алгоритмом разработки проекта, включенном в  Энциклопедию образовательных технологий Селевко Г.К.[2]
 

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект: проблематизация, разработка проектного задания

1.1.Выбор проблемы (те­мы) проекта

Поиск проблемы.

Выбор  и  обоснование проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждение и принятие общего ре­шения по теме.

Группа учащихся совместно с учи­телем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

1.2.Анализ предстоящей деятельности.

Выделение подтем в теме проекта.

Предварительно вычленяет под­темы и предлагает учащимся для выбора.

Вместе с учащимися проводит эту работу.

Каждый ученик выбирает себе под­тему.

Активное обсуждение и предложе­ние вариантов подтем. Каждый вы­бирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3.Формирование твор­ческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, вы­бравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними вмалые группы

   2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1.Подготовка материа­лов кисследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нуж­но ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предла­гает задания, вопросы для поис­ковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная

Участие в разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащими­ся старших классов

2.2.Планирование техно­логического процесса

Консультирует, координирует ра­боту, стимулирует деятельность детей

Поисковая деятельность, информи­рование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т.п.

2.3.Разработка докумен­тации.      Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности

Принимает участие в обсужде­нии, контролирует по общим на­правлениям

Вгруппах, а затем в классе обсуж­даются план деятельности, формы представления результата исследо­вательской деятельности: видео­фильм, альбом, натуральные объек­ты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1.Организация рабоче­го места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятель­ности. Исследовательская, творчес­кая, информационная, социально значимая деятельность. Моделиро­вание. Консультации при необходи­мости

3.2.Выполнение техно­логических действий

 

 

3.3.Моделирование

 

 

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1.Оформление резуль­татов

Консультирует, координирует ра­боту групп, стимулирует их дея­тельность

В начале по группам, а потом во вза­имодействии с другими группами оформление результатов в соответ­ствии с принятыми формами

4.2.Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

Организует экспертизу, напри­мер, приглашает в качестве экс­пертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д.

Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их

4.3.Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству де­ятельностью детей, учитывая их оценки

Самооценка результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсужде­нии, групповая рефлексия

 

 Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются:

ü владение способами познавательной деятельности;

ü умение использовать различные источники информации, методы исследо­вания, символотворчество и т.д.;

ü коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничест­ве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

ü самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

В заключение мы бы хотели отметить, что независимо от того по какому предмету осуществляется учебно-исследовательская деятельность, где и в каком формате происходит презентация результатов, все учебно-исследовательские проекты,  в той или иной мере, способствуют формированию следующих умений:  доказывать актуальность темы, определять проблему, предмет и объект исследования, обозначать цели и задачи, методы исследования, работать с различными источниками информа­ции, выдвигать гипотезы, обобщать результаты, формулировать выводы, оформлять результа­ты, видеть новые проблемы. Уверены, что без вышеуказанных умений, голые знания из кладовой памяти не смогут обеспечить устойчивое, результативное и целенаправленное плавание по информационному морю.

Категория: Мои статьи | Добавил: Mooodi1 (14.11.2012)
Просмотров: 643 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]