Главная » Статьи » Мои статьи |
![]() ![]() Селивановский Дмитрий Александрович, методист, учитель обществознания в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в г. Сергиев Посад. 13 февраля 2009 в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в г. Сергиев Посад, в рамках плана работы Московского областного отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» прошла региональная конференция «Лермонтов и Православие» из цикла «Русские писатели и Православие», приуроченная к 195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. В этом знаменательном для всего Сергиево-Посадского района событии принимали участие учителя и учащиеся не только нашей гимназии, но и других школ Подмосковья. На конференцию собралось множество почетных гостей: секретарь Ученого совета Московской духовной Академии протоиерей Павел (Великанов); профессора Академии повышения квалификации Обернихина Г.А. и Крупина И.В.; доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК и ППРО Тюляева Т.И.; доктор филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН Радомская Т.И.; директор Учебно-методического центра образования г.Сергиев Посад Лейкина А.Г.; народный артист России, президент международного кинофорума «Золотой витязь» Бурляев Н.П., исполнивший главную роль в снятом им художественном фильме о М.Ю. Лермонтове; Абсава Г.И., автор книги «Четыре года из жизни поручика Лермонтова». Проведение цикла конференций «Русские писатели и православие», равно как и других научно-творческих мероприятий на базе гимназии, отражает то внимание, которое мы уделяем учебно-исследовательской деятельности гимназистов. Именно на мероприятиях подобного формата гимназисты публично представляют результаты своей учебно-исследовательской деятельности. Современный этап развития человечества многие философы, историки, социологи и представители других наук именуют информационным обществом. И действительно, человек сегодня отдавая обработку предметов материального мира машине, освобождает свои силы на работу с информацией. В каждой области научных знаний накоплен большой объем исследуемых фактов действительности и вариантов их объяснения. К тому же, этот процесс имеет положительную динамику. Параллельно с ним, осуществляется другая тенденция развития общества – его глобализация, объединение. Два вышеуказанных процесса приводят к тому, что каждый человек, в том числе, с помощью технических средств, имеет возможность доступа к информации, накопленной человечеством за несколько тысячелетий. В то же время, возможности человека весьма ограничены: в сутках 24 часа, в году 365 дней, а «дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (Пс. 89: 10). Из всего вышесказанного об общих вопросах бытия человека, следуют вполне прагматичные выводы, отнесенные, в частности, к системе образования: сегодня ученику важно не столько усвоить как можно больше знаний, сколько научиться осваивать именно те знания, которые ему необходимы. Эта простая мысль, предполагает овладение учеником очень важными и непростыми познавательными умениями. Прежде всего, нужно уметь выделить ту область действительности, которая тебя интересует и в этой области выделить определенную часть для дальнейшего изучения, т.е. найти объект и предмет исследования. При этом, необходимо ясно понимать «зачем?», собственно, тебе это надо, т.е. уметь ставить перед собой цель познания, или, по-другому, исследования. Определив «что?» и «зачем?» изучать нам не обойтись без понимания того каким именно путем следует исследовать ту или иную вещь. Ведь если мы приступим к измерению расстояния с помощью гирь и весов, нам удастся не больше чем тем, кто приступит к измерению массы с помощью линейки. То есть нам не обойтись без знания пути познания или, другими словами, метода исследования. Ограничив на этом степень погружения в тот простой тезис, что сегодня, в условиях информационного общества, ученику важно научиться осваивать именно те знания, которые ему необходимы, мы показали, какими интеллектуальными умениями он должен обладать. Причем очевидно, что в любой науке давно сложилась традиция, логика познания действительности. Вышеуказанные рассуждения как раз и лежат в этой логике научного познания: определение объекта, предмета, цели, методов исследования и т.д. Итак, мы хотим сказать, что сегодня в школе важно воспитывать культуру мышления. «Какую именно?» - спросит нас читатель? Отвечаем: «культуру мышления, которая сложилась в науке». Осознание этого факта приводит к активному внедрению (возвращению) в современные школы активных методов обучения – интерактивных технологий, проблемного и проектного обучения. Опыт проектной деятельности является, по мнению преподавателей Православной гимназии, одним из самых полезных и плодотворных для учащихся. Гимназистов учат работать с различными источниками информации, осваивать фонды библиотеки и медиатеки, выполняя задания исследовательского характера и др. Результаты своей работы учащиеся успешно представляют на ученических конференциях и конкурсах различного уровня, как например, на конференции «Лермонтов и Православие». В рамках работы конференции прошла также педагогическая мастерская, где учителя района представили собственный опыт организации изучения биографии и творчества М.Ю. Лермонтова. Представленные технологии организации учебно-исследовательских работ, согласно классификации, предложенной Селевко Г.К.[1], могут быть отнесены к одному из типов учебных проектов. Мы с удовольствием поделимся с читателями журнала «Исследователь» алгоритмом разработки проекта, включенном в Энциклопедию образовательных технологий Селевко Г.К.[2]
Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются: ü владение способами познавательной деятельности; ü умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.; ü коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; ü самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. В заключение мы бы хотели отметить, что независимо от того по какому предмету осуществляется учебно-исследовательская деятельность, где и в каком формате происходит презентация результатов, все учебно-исследовательские проекты, в той или иной мере, способствуют формированию следующих умений: доказывать актуальность темы, определять проблему, предмет и объект исследования, обозначать цели и задачи, методы исследования, работать с различными источниками информации, выдвигать гипотезы, обобщать результаты, формулировать выводы, оформлять результаты, видеть новые проблемы. Уверены, что без вышеуказанных умений, голые знания из кладовой памяти не смогут обеспечить устойчивое, результативное и целенаправленное плавание по информационному морю. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 672 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |